Многие заинтересованные лица сталкиваются с проблемой правильного налогообложения распределяемого имущества, остающегося в результате ликвидации юридического лица. Статья 50 Гражданского кодекса РК устанавливает, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах. В товариществах и обществах имущество распределяется между участниками и акционерами пропорционально количеству принадлежащих им долей и акций.
При ликвидации, осуществляемой в общем порядке в соответствии с требованиями статьи 37 Налогового Кодекса РК, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса в орган государственных доходов подается заявление для снятия лица с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость. Согласно статье 571 Налогового кодекса снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость производится с момента подачи налогового заявления. Налогоплательщик снимается с учета по НДС, уплачивает все виды налогов еще до составления и утверждения ликвидационного баланса, соответственно в момент распределения имущества он не является плательщиком по НДС.
При этом нужно помнить статью 230 Налогового кодекса, которая гласит, что остатки товаров, в том числе по основным средствам, нематериальным и биологическим активам, инвестициям в недвижимость, по которым НДС был отнесен в зачет, при снятии с регистрационного учета по НДС являются облагаемым оборотом.
Подпункт 14 пункта 2 статьи 12 Налогового кодекса дает определение понятия «дивиденды», это в том числе доход от распределения имущества при ликвидации юридического лица …, а также доход при возврате учредителю, участнику доли участия или ее части в юридическом лице. При этот доход возникает у получателя имущества т.е. у участника (акционера). Указанный доход в контексте налогового законодательства не может рассматриваться как реализация облагаемого оборота, подлежащего обложению НДС, поскольку является продуктом этой реализации (деятельности).
Не все специалисты в области налогового законодательства согласны с данным подходом. Некоторые утверждают, что облагается стоимость всего имущества, другие – стоимость имущества, превышающая размер уставного капитала и подлежащая распределению. На наш взгляд, это связано с неточностью формулировок в налоговом и корпоративном законодательстве. Так Закон «Об акционерных обществах» не относит к дивидендам доход от имущества, получаемое акционером при ликвидации АО, а по смыслу Налогового кодекса такой доход является дивидендами. Также в налоговом законодательстве не определено, что реализация облагаемого оборота, подлежащего обложению НДС, допустима лишь между хозяйствующими субъектами.
В Казахстанской правоприменительной судебной практике данный вопрос не получил широкого освещения. Поэтому нами был исследован опыт Российской Федерации. В качестве примера, можно привести Определение Верховного суда РФ от 31 июля 2015 года № 302-КГ 15-6042. В нем суд подтверждает, что выплата дивидендов (в том числе имуществом) не образует налогооблагаемой базы по НДС. Более того, суд прямо указывает, что выплату дивидендов нельзя считать реализацией.
Как уже было отмечено ранее у участника или акционера, получающего имущество, возникает доход. В зависимости от статуса получателя дохода это может быть корпоративный либо индивидуальный подоходный налог.
Если участником (акционером) выступает юридическое лицо - то имеется ввиду корпоративный подоходный налог. Согласно статье 85 Налогового кодекса дивиденды включаются в совокупный годовой доход. В силу статьи 99 Налогового кодекса дивиденды корректируются – подлежат исключению из совокупного годового дохода, за изъятием дивидендов, выплачиваемых юридическим лицом, которое производит уменьшение корпоративного подоходного налога на 100 процентов, в случае начисления таких дивидендов за период, который входит в налоговый период, в котором произведено такое уменьшение.
Если участником (акционером) является физическое лицо, то предполагается индивидуальный подоходный налог. Согласно статье 160 Налогового кодекса доход в виде дивидендов относится к доходам, облагаемым у источника выплаты. ИПН начисляется и уплачивается в размере 5% от полученного дохода в соответствии с положением статьи 158 Налогового кодекса.
В случае если одновременно: (1) на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет долей (акциями) более 3 лет; (2) юридическое лицо, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; (3) имущество лиц, являющихся недропользователями, в стоимости активов юридического лица, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 % дивиденды исключаются из доходов физического лица.